7 техник методики саспенса

metod-suspensa

Приветствуем, дорогие писатели!

 

Прошлую неделю мы решили посвятить методике саспенса (англ. suspense — неопределённость, беспокойство, тревога ожидания, приостановка — состояние тревожного ожидания, беспокойства). В течение недели мы рассказывали об этой методике на нашей странице в Instagram. Предоставляем вам полную версию поста.

Задача писателя — зацепить читателя на раннем этапе, потому что есть много других книг для чтения, а жизнь слишком коротка, чтобы читать книгу, которая не привлекает. В этом случае метод саспенса будет очень кстати.

Альфред Хичкок был знаменитым мастером саспенса, и за свою 60-летнюю карьеру он создал более 52 фильмов таинственности и неизвестности. Многие из его фильмов были адаптированы из первоисточников, коротких рассказов или пьес.

Данный метод в основном связан с собственными желаниями или пожеланиями аудитории, поэтому правильное ее использование является важной частью процесса написания.

 

Итак, совет №1:

Знайте разницу между Саспенсом и Мистикой

Саспенс — это эмоциональный процесс, как поездка на американских горках, или поход в дом с привидениями. Вся неопределенность возникает из предоставления информации аудитории. Вы не можете ожидать, что у читателя будут проблемы, если они не будут иметь информацию, которая беспокоит их. Если вы скажете читателю, что в комнате бомба, и что через 5 минут она взорвется, это саспенс.

В то время, как мистика — это интеллектуальный процесс, такой, как загадка или детективный роман. В мистике вам не нужно отвечать на каждый вопрос, важно оставить некоторые вопросы нерешенными, чтобы читатели задумались о них в конце книги.

 

Совет №2:

Сохраняйте динамику напряженного сюжета

Внезапные переключения местоположения в главе также очень важны, чтобы держать читателя в развлекающей, в то же время напряженной атмосфере. Быстрое перемещение от одной сцены к другой, использование одной идеи за другой, вот что заставляет читателя не выпускать книгу из рук.

Фильм “Тридцать девять шагов”, снятый по одноименному роману Джона Бакена, является одним из фаворитов Хичкока из-за быстрых и неожиданных смен местоположения. Как только поезд покидает станцию, история никогда не перестает двигаться. На полпути главный герой Ханнай выпрыгивает из окна полицейского отделения с половиной наручника и сразу же входит в оркестр армий спасения. Чтобы избежать полиции, он идет вместе с группой, затем проскальзывает в общественный зал и попадает на ораторскую платформу, и его принимают за спикера.

Такая динамика в сюжете точно увлечет читателя в ваш мир, откуда он не захочет уходить, пока не дойдет до конца сюжета.

 

Совет №3:

Используйте местоположение основательно

Хичкок считал, что если вы используете уникальное место, оно должно быть использовано максимально. Он был уверен, что фоны должны быть включены в драму и сделал это правилом для использования элементов, связанных с местоположением. Никогда не используйте обстановку только в качестве фона. Используйте его на 100%.


При написании местоположения для романа “Призрачный знаток”, писательница остросюжетных детективов Джоанна Пенн также думала, как можно использовать фон более драматично. В итоге, когда ее героиня Алиса поднимается на маяк Point Pinos, он дважды становится местом для ее покушения на убийство.Такие детали являются сюжетным устройством, которым часто пользовался Альфред Хичкок в качестве двигателя истории и управления персонажами.

 

Совет №4:

Используйте реквизиты

Как и в случае с местоположением, реквизиты также могут придать вашему сюжету элемент саспенса. В триллере «Разорванный занавес» персонаж Пола Ньюмэна использует все инструменты, доступные на домашней кухне, чтобы попытаться убить шпиона Громкека, который в конечном итоге окажется на газовой печи.

Действия в фильме «Исступление» происходит на фоне фруктового рынка Ковент Гарден, когда злодей прячет свою последнюю жертву в картофельном грузовике, Хичкок использует среду в полной мере и даже дает ключ к разгадке убийства. Благодаря картофельной пыли полиция обнаруживает след, который приведет их к истинному преступнику. Таким образом, рынок действительно функционировал, как персонаж в этом фильме.

metod-suspensa

Совет №5:

Избавьтесь от стереотипных клишé

Одно из главных правил — избегать написания клишированных персонажей и стереотипов. Хичкок подарил нам пару самых незабываемых злодеев, таких как Рэй Милланд в «Наберите М для убийства», или Джеймса Мейсона в фильме “К северу через северо-запад”. Это потому, что он избавился от клише и сделал своих злодеев привлекательными.

«Не бывает так, чтобы все негодяи были черными, и все герои — белыми. Во всех есть оттенки серого. Вы не можете просто пройтись по Пятой авеню и сказать “вот он злодей, а вот этот вот герой. Откуда вам знать?” — как-то сказал Хичкок. «Раньше злодеи носили усы и пинали собак. Очень часто в фильмах можно встретить совсем неприятного убийцу. Я всегда утверждал, что это серьезная ошибка, потому что, как бы он приблизился к своей жертве не будь он привлекателен?”

 

Совет №6:

Используйте перекрестные сцены (crosscutting)

Хичкок использовал crosscutting (перекрёстный, параллельный монтаж), чтобы вызвать напряжение. Перекрестные сцены в саспенсе — это сокращение между сценами параллельного действия и быстрое разделение между сценами, происходящими в разных местах, чтобы сообщить читателю, что эти действия происходят одновременно.

Представьте себе сцену погони, где один человек преследует другого. Наиболее распространенное и эффективное использование перекрестных сцен — в жанре хоррора. В таких случаях главный герой, с которым читатель себя идентифицирует, и угроза представляются в тандеме. Таким образом, аудитория знает информацию, которой протагонист не владеет, и находится в состоянии беспокойства по поводу тяжелого положения персонажа.

 

Совет №7:

Вовлеките своего читателя

На две трети пути, возможно, самого великого фильма Хичкока, «Головокружение», зрители  обнаруживают, что Мадлен и Джуди — на самом деле один и тот же человек. Хичкока сначала критиковали за раскрытие сюжетного поворота на ранней стадии, но результат на самом деле гораздо более тревожный, так как аудитория начинает задаваться следующим вопросом, что сделает персонаж Джеймса Стюарта, когда узнает?

Вам не всегда нужно оставлять крутой сюжетный поворот до конца книги, иногда более напряженно раскрыть поворот ранее, давая читателю информацию и вместе с тем чувство тревоги.

Также, вам может пригодиться статья «Привычки продуктивных писателей«, в котором рассказывается, как выработать в себе дисциплину и улучшить навыки писательства.

 

Вот и закончилась наша статья, посвященная теме саспенса. Поделитесь, с друзьями, кому она может оказаться полезной. И подписывайтесь на наш профиль в Instagram, чтобы быть в курсе новых постов и узнать больше о мире литературы.

Расскажите, используете ли вы метод саспенса в своих работах? Помогает ли он сделать ваше произведение интригующим и увлекательным? 

С нетерпением ждем ваших комментариев.

Дом писателей Vox

Вам также будет интересно

Добавить комментарий