Показывайте, но не рассказывайте

show-done-tell

Из статьи знаменитой писательницы детективов Джоанны Пенн.

Джоанна Пенн рассказывает об одном из самых распространенных и запутанных поговорок в писательском сообществе: “показывай, но не рассказывай”. Не будем ходить вокруг да около и разузнаем, что это значит.

Есть 2 основные ошибки, которые делают начинающие авторы.

1. Рассказывать чувства персонажей

 

Тот самый случай, когда вы пишете слово, описывающее то, как именно чувствует ваш персонаж.

Например,

«Я злюсь на тебя», сказала Джейн.

Или

«Джейн рассердилась на Джона».

Теперь мы знаем, что Джейн сердится, но это ГОВОРИТ нам, что Джейн сердится.

А ведь проявление той же эмоции можно описать разными способами.

Например,

Джейн швырнула кружку на столешницу. Кофе разлился, окрашивая деревянный кухонный стол.

“Ты в порядке? – Спросил Джон.

“Я в порядке.”

Вы знаете, что Джейн злится по ее действиям, швырнув кружку и сказав: “я в порядке.”

Это распространенные способы, которыми люди показывают, что они сердиты, и сказать “я в порядке” – это классический подтекст, где слова не соответствуют тому, что происходит на самом деле.

 

Также вы можете показать ее злость физическим описанием.

Джейн Швырнула кружку. Ее плечи напряглись, она сжала свою кисть в кулак.

 

Еще вы можете использовать сенсорные детали для описания сцены.

Кофе, растекающийся и окрашивающий стол, может быть метафорой состояния их брака. Запах пролитого кофе оживляет его.

 

Если вы просто скажете: “Джейн разозлилась”, тогда читатель сам должен поместить все детали в эту фразу. В то время, как это ваша работа, как писателя, заключается в том, чтобы включить все детали и по существу манипулировать умом читателя, чтобы они поняли, что вы говорите.

Писать – это телепатия. Вы должны показать читателю, что на самом деле происходит, описывая сцену, и они будут отражать ее в своем уме, испытывая то, что чувствует персонаж. Таким образом, они поймут эмоции, а не будут говорить, что такое эмоции.

Уважайте читателя

Большинство читателей читают много книг, поэтому они знают, что происходит. Они умны и они – люди. Они ведут себя определенным образом, как и все мы. Вам не нужно ничего преувеличивать. Вы можете использовать тонкий подтекст, который читатель распознает как показ эмоции.

Это очень интересная тема для размышления. В следующий раз подумайте как вы можете сообщить читателю, что происходит, не используя только одно слово, в котором говорится, как чувствует себя персонаж?

 

2. Докладывание информации

 

Второй случай – когда вы сообщаете о том, что произошло. Будь ваш персонаж на телефоне или он отправляет текстовое сообщение, либо письмо.

Использование устройств и гаджетов может быть хорошо по разным причинам, но в других случаях это просто лениво.

Например,

Фред отправляет электронное письмо.

Привет, тетушка Мэгги, сегодня я был на ярмарке с Джейн. Это было круто.

 

Вы опять же рассказываете, что произошло, но нужно показать эту сцену.

Вместо того, чтобы сообщать, что Фред пошел на ярмарку, напишите сцену на ярмарке, которая оживляет ее.

 

Когда следует рассказывать, а не показывать?

 

Конечно, бывают случаи, когда вы все же будете рассказывать, а не показывать, потому что в противном случае ваша книга будет продолжаться вечно. Вам нужно продвигать историю вперед другими способами.

Вместо того, чтобы рассказывать все о переходах просто перейдите к следующей сцене. Как в кино. Вам не нужно все время все показывать, вы просто перемещаете вещи в другое место или меняете вещи, и читатель будет перепрыгивать вместе с вами. Помните, что читатели – существа утонченные и опытные.

 

Таким образом, сегодня вы узнали 2 основные ошибки, когда начинающие авторы рассказывают, а не показывают. Пройдитесь по своей рукописи и проверьте встречаются ли похожие примеры. Часто ли у вас возникают проблемы с описанием эмоций персонажей? Как вы с ними справляетесь? Поделитесь своим опытом в комментариях.

Вдохновляйтесь и творите!

Ваш лит.гид Мадина Малаш

 

Добавить комментарий